21 октября 2020 г.

Госдума приняла закон, корректирующий правила налогообложения КИК

ТЕМЫ

Государственное регулирование

Источник:

https://tass.ru
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, уточняющий ряд норм Налогового кодекса о порядке уплаты в России налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Закон был инициирован группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, уточняющий ряд норм Налогового кодекса о порядке уплаты в России налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Закон был инициирован группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

Документ исключает доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли КИК для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо — российский налоговый резидент, поскольку в данном случае КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением. Также уточняются понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании и упорядочиваются критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией.

Документ предусматривает переход от особого к общему порядку корректировки прибыли КИК применительно к операциям с производными финансовыми инструментами — предлагается учитывать финансовые результаты от операций с производными финансовыми инструментами в общем порядке на основе финансовой отчетности КИК. Также унифицируется порядок определения расходов КИК при реализации (ином выбытии) долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, предусмотрев, что соответствующие расходы определяются в соответствии с порядком (методом списания), предусмотренным соответствующей финансовой отчетностью КИК.

Для стимулирования инвестиционной активности закон предусматривает возможность уменьшения доходов от реализации имущественных прав (долей, паев) на величину вклада, внесенного в имущество дочерних организаций. Также предусмотрено, что налогоплательщик не лишается права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды — аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

 

Поправки ко второму чтению

 

Принятые во втором чтении документа поправки допускают возможность перехода на новый режим налогообложения владельцев КИК исходя из фиксированной прибыли этих компаний (38,46 млн рублей за налоговый период 2020 года, 34 млн рублей — за последующие налоговые периоды, начиная с 2021 года). Исчисление налога на доходы физических лиц будет в 2020 году осуществляться по ставке 13%, а начиная с 2021 года — 15%.

Принятая норма позволит российским гражданам — владельцам КИК ежегодно уплачивать налог в фиксированном размере 5 млн рублей с доходов в виде прибыли КИК без декларирования таких доходов. Причем владельцы КИК, перешедшие на этот режим в 2020–2021 годах, обязаны будут его применять не менее трех лет, а те, кто перешел на него с 2022 года — не менее пяти лет.

При этом повышается штраф за неправомерное непредставление уведомления о КИК за календарный год со 100 тыс. до 500 тыс. рублей по каждой контролируемой организации. Непредставление в налоговые органы требуемых документов в установленные сроки либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 млн рублей.

Целью документа является урегулирование вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования налогового законодательства, а также поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса, говорится в пояснительной записке.

БОЛЬШЕ

ПОХОЖЕЕ

Дума приняла в I чтении законопроект, уточняющий требования к квалифицированным инвесторам

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на защиту неквалифицированных инвесторов и уточняющий требования к квалифицированным инвест...

Подробнее

Комитет Думы одобрил законопроект, уточняющий требования к квалифицированным инвесторам

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, направленный на защиту неквалифициров...

Подробнее

ЦБ РФ утвердил дробление акций «Норникеля»

Банк России принял решение о государственной регистрации изменений в решение о выпуске акций «Норникеля». В результате дробления одна обыкновенная акц...

Подробнее

СФ одобрил закон об усилении защиты инвесторов в производные финансовые инструменты

Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон, предусматривающий дополнительные меры защиты физических лиц при инвестировании в краткосрочные п...

Подробнее