ESG-стратегия и новые вызовы
Трансформация процессов, резкая смена ракурсов, постоянные «санкционные» оговорки и появляющиеся вызовы оказывают прямое влияние на устойчивость компаний.
Период турбулентности рынка вынуждает всех участников адаптировать тактику реализации принципов ESG, создавать новые удобные механизмы. Распространенное понятие корпоративной социальной ответственности «поглотилось» понятием ESG. Объяснением тому стало отсутствие у КСО финансового рычага влияния со стороны инвесторов, отсутствие нацеленности в формировании социально-экологических инвестиций. В такой ситуации концепция ESG становится связующей между социумом, государством, партнерами, природной средой и влечет ответственность для корпоративного управления компаний.
В сложившихся обстоятельствах можно прогнозировать наращивание ценности реализации проектов в области ESG с учетом коррекции проектов в призме непреодолимых обстоятельств. В ситуации ухода некоторых иностранных компаний, оказывающих помощь по внедрению ESG, может возникнуть необходимость в создании собственной методологии работы с учетом лучших практик. Вопрос развития системы рейтингов ESG, которые учитывают особенности реализации проектов и создают объективную систему оценки, приобретает новые стимулы.
Российские компании внедряют ESG-практики не ради процесса и отчетности, а осознанно придерживаются ESG-принципов в своей деятельности. Компании вынуждены трансформировать стратегии устойчивого развития под новые реалии. Привлечение зарубежных инвесторов, государственно-частных партнёров, покупателей (из стран Ближнего Востока, Китая, Индии и пр.) остается прежним стимулом внедрения ESG.
В условиях санкционных ограничений государственное регулирование нацелено на создание гибких механизмов. Одним из них является создание законопроекта о раскрытии нефинансовой отчетности, позволяющий компаниям при наличии обоснованных обстоятельств не составлять отчетность об устойчивом развитии. Однако, многие компании, принимая политику планомерной и последовательной интеграции ESG в бизнес-процессы, намерены продолжать публикацию нефинансовой отчетности. Фактически для многих компаний это становится делом чести, элементом культуры ведения бизнеса.
Еще одним важным фактором является перераспределение акцентов в триаде ESG. Ранее главную роль занимала экология, а в текущем периоде на первый план выходит социальное развитие (Social). Социальная составляющая концепции ESG создает отдельную повестку и становится одной из развивающихся тем в корпоративных отношениях. Корпоративное управление в призме этой составляющей в России находится на достаточно высоком уровне и позволяет бизнесу демонстрировать высокую социальную ответственность.
Тенденция приоритезации социально ориентированных инициатив несет за собой цель получения конкретного результата при реализации проектов ESG. Этого требуют вызовы, приносящие ущерб социальной сфере. Ситуация с пандемией продемонстрировала бизнесу и обществу новые единицы измерения эффективности деятельности: помимо финансовой эффективности стала оцениваться социальная миссия компаний, ее вклад в решение актуальных проблем общества. Цели устойчивого развития постепенно «врастают» в бизнес-стратегии, увеличивается вовлеченность всех субъектов рынка в социальную повестку.
Перенастройка отдельных производственных, управленческих решений, государственного регулирования также влечет за собой изменение коммуникаций ESG. Перед российскими компаниями стоит задача в формировании ценности ESG в условиях новой реальности, включение в эффективный диалог со всеми стейкхолдерами, обмен лучшими практиками с лидерами рынка, адаптация практик к собственной бизнес-экосистеме, создание качественной отчетности для институциональных инвесторов. Важно транслировать объективную информацию о достижениях и показателях и сократить ее разрыв с реальной устойчивостью компаний.
Несмотря на кризис отношений с Западом, повестка устойчивого развития остается прежней, нефинансовые активности являются неотъемлемой частью структуры работы компаний и списывать их со счетов просто невозможно.