CorpPort
ТЕМЫ
Информационные технологии в корпоративном управлении
Общие вопросы корпоративного управления
Корпоративная культура
Удаленная работа в post-COVID-19: вынужденная форма занятости или шаг к изменению корпоративной культуры
Опасность личных контактов в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) спровоцировала массовое внедрение инноваций в повседневную работу компаний. Руководство, защищая интересы своих организаций от последствий пандемии, стало активно внедрять виртуальные формы корпоративного управления, увидев в этом большие перспективные преимущества.
Исследования и опросы об опыте перехода на «удаленку» говорят о том, что в России более 1/3 компаний планируют перейти на удаленный режим работы после пандемии. При этом такой формат работы становится компромиссом между стремлением работодателя сохранить здоровье сотрудников и необходимостью поддерживать эффективность рабочего процесса. Ряд компаний кардинально поменяли свою «жизнь» и уже знают, что останутся на «удаленке» после пандемии.
Экстренная цифровизация предоставила лишь самые базовые инструменты удаленной коммуникации (видеоконференции, мессенджеры и др.). Но это не все, что требуется для формирования эффективной команды, нацеленной на долгосрочные креативные решения.
Сегодня каждая компания в своих стратегических планах должна учитывать необходимость цифровой трансформации как превентивную меру реагирования на любые изменения.
В практике успешных СЕО одну из ведущих ролей стали занимать новые компетенции цифровой эпохи: умение удаленно руководить командами и организациями, применять soft skills (мягкие навыки) и digital agility (цифровая гибкость).
Именно цифровая гибкость характеризует стремление и способность топ-менеджеров к взаимодействию с цифровыми технологиями, что влечет понимание и поддержку политики трансформации цифровых технологий в компании.
Обеспечение сотрудников компаний комфортными и удобными цифровыми сервисами, дополнительными технологическими возможностями для перевода сотрудников на удаленный режим работы повлекли большие инвестиции в сферу развития цифровых технологий. Из-за пандемии COVID-19 в России и во всем мире резко снизилось число противников развития цифровой экономики, изменился психологический настрой людей и усовершенствовались технологии.
Преимущества удаленной работы пронизывают и меняют корпоративную культуру многих компаний, напрямую влияют на качество жизни людей.
Многие исследования показали, что в среднем удалённо люди работают на 3-4 часа больше. Они более продуктивны и в состоянии сбалансировать свою жизнь, меньше подвергаются стрессу, сохраняют производительность и чувствуют себя свободнее. Сотрудники, не придерживающиеся определённого графика, реже испытывают стресс от перенапряжения на рабочем месте, чувствуют свободу и демократизацию производственных процессов.
Вместе с тем, надо иметь ввиду, что удаленные сотрудники должны обладать высокой самоорганизацией. Важнейшая задача – обеспечение качественного распределения времени. В удаленном формате сложнее происходит формирование корпоративной культуры, т.к. отсутствует живое общение и требуется дополнительное поддержание вовлеченности сотрудников в рабочие процессы.
Однако этого недостаточно. Важно создать корпоративную социальную сеть для объединения работников в процессе общения. Эта задача требует изучения компании, сотрудников, специализации, что позволит в результате создать корпоративную платформу.
Именно сейчас компании стремятся развить корпоративную культуру в новом контексте с учетом совершенствования горизонтальных коммуникаций, принципов самоорганизации и корпоративных процессов. Цифровые же инструменты уже созданы, их просто необходимо адаптировать к сферам деятельности и внедрить как элемент корпоративной культуры.
Для компаний базисными принципами успешной команды в настоящих условиях становятся:
1. Не делить пространство, а общаться как одна команда, обмениваясь идеями.
2. Осуществлять контроль над проектами.
3. Предоставлять все необходимые технические инструменты, возможную компенсацию платы за Интернет и телефон.
4. Обеспечивать гибкое расписание.
5. Доверять каждому сотруднику, формировать уверенность выполнения работы вовремя.
6. Контролировать KPI команды, отделов и каждого работника.
7. Организовывать периодические встречи вживую с целью обмена идеями, разработками долгосрочных планов, выстраивания отношений с коллегами, проведения образовательных и др. мероприятий.
8. Обеспечивать прозрачность коммуникаций.
9. Налаживать систему документации.
10. Обеспечивать непрерывность работы с помощью IT- коммуникаций.
Советы директоров уже сейчас видят в онлайне позитивные результаты в плане корпоративного управления с использованием технологий виртуальных собраний. Ассоциация профессиональных директоров (АНД) обобщила опыт ряда компаний, выделила новые возможности при подготовке к онлайн-заседаниям, а также создала Чек-лист для Председателя по подготовке и ведению онлайн-заседания (https://www.nand.ru/professional-information/news/30397/).
Социальное дистанцирование станет новым форматом отношений для компаний на долгие годы, поэтому необходимо всем участникам этого процесса установить новые ориентиры для эффективного управления, применять принципиально новые инновационные практики в этой сфере.