21 января 2021 г.
Мнения
Новости компаний
Источник:
https://tass.ruПравительство Якутии рассматривает возможность передачи 25% плюс одной акции авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии» в управление создаваемой на Дальнем Востоке единой авиакомпании, сообщил в интервью ТАСС глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. При этом, по его словам, планируется, что обе авиакомпании сохранят самостоятельность как юридические лица.
В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с правительством поручил внести предложения о создании авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке, поскольку в этой части страны налаженное воздушное сообщение особенно важно из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. Как позже доложил президенту премьер-министр Михаил Мишустин, авиакомпания будет создана на базе авиакомпании «Аврора», которая принадлежит правительству Сахалинской области. Остальные десять регионов Дальнего Востока «получат пакет акций этой объединенной компании в обмен на консолидацию их авиационных активов».
«Мы никоим образом не считаем, что наши компании должны исчезнуть, они все будут работать как самостоятельные юридические лица. По „Якутии“ и по „Полярным авиалиниям“ (государственные авиакомпании республики — прим. ТАСС) мы рассматриваем вопрос передачи дальневосточной авиакомпании в доверительное управление 25% плюс одной акции наших компаний», — рассказал Николаев.
Он отметил, что причина, по которой правительство региона соглашается на участие в проекте, — это федеральные субсидии, которые будут выделяться не только на межрегиональные, но и на внутренние рейсы. Сегодня в Якутии, по его словам, очень высокие цены на внутренние перелеты.
«Если мы за счет федерального бюджета сможем стоимость этих билетов понизить, то, конечно, это благо для жителей. И здесь мы не видим ничего страшного, если блокирующий пакет будет тем или иным образом находиться у единой дальневосточной компании находиться. А у нас, у правительства республики, как и у других регионов, будет 5% и место в совете директоров дальневосточной авиакомпании», — пояснил глава республики.
Регионы прорабатывают маршрутную сеть
То, что регионы Дальнего Востока получат акции единой дальневосточной авиакомпании, позволит им активно участвовать в формировании расписания, влиять на сквозные полеты, считает губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Правительство края рассчитывает на снижение стоимости межрегиональных авиаперелетов, а также авиаперелетов по полуострову.
При этом, как пояснили ТАСС в Минтрансе Камчатки, в результате создания единой дальневосточной авиакомпании уменьшение маршрутной сети в регионе не ожидается. Планируется, что созданная авиакомпания будет работать в партнерстве с региональным перевозчиком — «Камчатским авиационным предприятием».
По данным властей Сахалинской области, уже сформировано 535 маршрутов будущей авиакомпании. Губернатор Валерий Лимаренко отметил, что работа с маршрутной сетью ведется совместно с Министерством транспорта РФ, а за ближайшие четыре года дальневосточные компании намерены увеличить пассажиропоток вдвое.
Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев сообщал в декабре, что дальневосточная авиакомпания на базе «Авроры» также получит 25% акций краевой авиакомпании «Хабаровские авиалинии», осуществляющей перевозки в регионе. При этом краевая авиакомпания сохранится, а дальневосточная получит возможность управлять блокирующим пакетом ее акций с сохранением бренда. По словам Дегтярева, региональные власти ведут переговоры по операционному лизингу либо по аренде нескольких самолетов для расширения географии полетов по краю.
Правительство Приморского края также поддержало целесообразность создания дальневосточной авиакомпании при сохранении самостоятельности участвующих в нем перевозчиков. Однако внутрикраевые авиарейсы в Приморье выполняются только негосударственными компаниями.
Последствия для рынка
Обсуждение интеграции авиакомпаний под крылом «Авроры» пока продолжается. Как рассказал в интервью ТАСС глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, возможных форм реализации много. При этом главная цель этого процесса — повысить авиационную доступность и синхронизировать обслуживание маршрутов, чтобы люди не сидели по три дня в отдаленном населенном пункте в ожидании рейса.
«Самое главное — централизованно принять решение о маршрутной сетке, о самолетах, унифицировать качество услуг. Как это реализовать? Акционерно, корпоративно, через передачу пакетов акций в управление, через приобретение блокирующих, контрольных пакетов акций, через приватизацию Это техника, механика. Мы этим занимаемся, но главное, что будет единый центр для принятия решений, куда, на чем и когда летать», — сказал министр.
Однако, по мнению председателя Ассоциации малой авиации Республики Саха (Якутия) Ивана Лукина, создание столь крупного игрока на рынке авиаперевозок может иметь и негативный эффект. С одной стороны, на Дальнем Востоке создается новая авиакомпания-монополист, единолично получающая субсидии от государства для снижения стоимости своих услуг. В то же время другие региональные авиакомпании, не вступившие в единый холдинг, не получат этой субсидии и будут вынуждены уйти с рынка.
«Это не даст возможность развить конкурентную среду по авиаперевозкам внутри регионов Дальнего Востока. Весь мировой опыт работы государственных авиакомпаний на северных территориях показывает, что для создания конкурентной среды на территориях их деятельности нужен ряд конкретных мер. Это обнуление аэропортовых сборов, обеспечение государством централизованных поставок авиатоплива по низким ценам, создание местных лизинговых компаний их с ныне практикуемой финансовой арендой на оперативный вид лизинга воздушных судов малой авиации, обнуление для них транспортного налога и так далее», — пояснил Лукин.
Риск увеличить монополизацию рынка перевозок не исключает и исполнительный директор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В беседе с ТАСС он отметил, что, с одной стороны, укрупнение компании дает основание предполагать повышение эффективности бизнеса за счет упрощения обслуживания и ремонта унифицированных воздушных судов. С другой стороны, если в регионе в целом снизится уровень конкуренции, то это может неблагоприятно отразиться на цене и качестве услуг.
«Но здесь важна оговорка: перевозки на Дальнем Востоке регионе на местных и некоторых межрегиональных линиях, безусловно, были и будут субсидируемыми. А раз так, то и ценовые условия будут определяться тем, кто их субсидирует, то есть государством. С этой точки зрения прогнозировать рост цен было бы неправильно. И все же потенциальная монополизация рынка едва ли может рассматриваться как нечто позитивное само по себе», — сказал эксперт.
Московская биржа включила обыкновенные акции российского разработчика программного обеспечения (ПО) «Группа Аренадата» в перечень бумаг высокотехнолог...
ПодробнееРоссийская структура X5, «Корпоративный центр Икс 5», получил требования X5 Retail Group N.V. о выплате компенсации, будет готова осуществить ее после...
Подробнее«Северсталь» в текущих условиях намерена сохранить ежеквартальные выплаты дивидендов. Об этом сообщил журналистам гендиректор компании Александр Шевел...
ПодробнееСовет директоров «Роснефти» на заседании 8 ноября рассмотрит вопрос о рекомендации по размеру промежуточных дивидендов, следует из сообщения компании....
Подробнее