Медиация - альтернативный инструмент разрешения споров в корпоративном управлении

CorpPort

ТЕМЫ

Корпоративные конфликты

Медиация - альтернативный инструмент разрешения споров в корпоративном управлении

Проблема корпоративных конфликтов и споров является актуальной в любой период. Отсутствие конфликтов в корпорации просто невозможно, количество конфликтов можно только снизить до минимума. Разрешение конфликтов приносит в большинстве случаев «оздоровление» отношений, повышает эффективность и сплоченность группы, компании, бизнес-отношений с партнерами. Вопросы урегулирования конфликтных ситуаций в корпоративной сфере рассматривались многими экспертами, сформирована внушительная научная база. Однако, практическое использование механизмов разрешения конфликтов очень сложно. На этом фоне эффективным альтернативным инструментом урегулирования конфликтов становится медиация.

«Медиация» - слово латинского происхождения («mediare»), значение которого переводится, как «посредничать». Особенность этого «посредничества» заключается в том, что при урегулировании тех или иных корпоративных споров возможно применять неформализованность и гибкость, которые ограничены только нормами корпоративного права. Медиация позволяет также проработать не только юридические аспекты спора, но и эмоциональные аспекты взаимоотношений сторон конфликта, урегулировать межличностные взаимоотношения, которые не могут быть решены в рамках права. Проведение медиативной процедуры обеспечивает снижение уровня агрессии и создание психологического комфорта, что позволяет вести конструктивные переговоры.

Медиацию возможно применять, используя внутренние ресурсы и привлекая внешние (профессиональных медиаторов). Особую роль в предотвращении различных видов корпоративных конфликтов (внутренним «миротворцем») играют председатель, независимый директор, корпоративный секретарь или омбудсмен. Основными внутренними медиаторами для урегулирования споров в корпоративном управлении могут быть председатель совета директоров и председатели комитетов совета. Роль председателя совета директоров является ведущей, предусматривает наличие в его деятельности и компетенции качеств медиатора для предотвращения разногласий, их перехода в деструктивный конфликт. В случае, если конфликтная ситуация существует, задача председателя - перевести ее в конструктивное русло и найти тонкое решение, удовлетворяющее все стороны конфликта. Внешними «миротворцами» могут быть медиаторы. Их привлекают в том случае, если необходимо полностью независимое вмешательство в процесс разрешения споров для предотвращения или ликвидации их путем стимулирования дискуссий в совете директоров. Такие независимые эксперты-медиаторы привлекаются при решении споров между советом и внешними заинтересованными сторонами.

Процедура медиации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон регламентирует процедуру и одновременно ограничивает её использование.

Возможность решения конфликтов между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами с использованием медиации закреплена Письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» (п. 76 : «Общество обязано принимать все необходимые и возможные меры для предупреждения и урегулирования конфликта (а равно минимизации его последствий) между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества, в том числе использовать внесудебные процедуры разрешения спора, включая медиацию»).

Процедура медиации представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор/медиаторы являются независимыми физическими лицами, привлекаемыми сторонами в качестве посредников для урегулирования спора и содействия в выработке сторонами решения по существу спора. К медиации прибегают также в том случае, когда необходимо быстрое решение конфликта, и стороны не заинтересованы в огласке конфликта. Для владельцев компании этот фактор является одним из важнейших, так как решение корпоративных споров проходит с минимальными материальными и имиджевыми затратами. Медиация также может выступать элементом антикризисного управления в компании.

Возникновение конфликтов между акционерами может происходить по следующим причинам: различные мнения в отношении стратегии, дивидендной политики, состава органов управления. При возникновении подобного рода конфликтов советы директоров редко обращаются в суд для разрешения такого рода разногласий. В этих случаях допускаются закрытые, внесудебные процедуры разрешения споров, включая медиацию. Выбор процедуры зависит от корпоративного управления компанией и культуры компании по разрешению конфликтов.

Медиация, как внесудебная форма разрешения корпоративных конфликтов, имеет ряд преимуществ: нейтральность посредника (медиатора), конфиденциальность, равноправие (предоставление равных возможностей для сторон при обсуждении ситуации, выработка взаимоприемлемого решения), сотрудничество, добровольность, оперативность рассмотрения спора, отсутствие принудительного исполнения решения (в процессе медиации сторонами выбирается обоюдно удовлетворяющее решение, в исполнении которого заинтересованы обе стороны).

Одним из таких преимуществ медиации является возможность обеих сторон контролировать процесс переговоров, в котором стороны выбирают удовлетворяющее их решение. В таком случае достигнутое соглашение в процессе медиации наверняка будет исполнено, так как сами стороны в большинстве случаев сохраняют партнерские отношения и стремятся выполнить выгодные им договоренности. В этом случае медиативное соглашение отвечает интересам всех сторон, в отличие от судебного решения.

Применение медиации фактически решает большой круг вопросов, включая сферу межличностных отношений, что порой невозможно при использовании других инструментов. Важно понимать, что в процессе медиации невозможно применять технологии искусственного интеллекта как помощника в осуществлении процедур. Медиация – это система «человек-человек», в которой роль профессии медиатора неподменна. Медиация стремится разрешить саму проблему, а не работать с ее последствиями.

Разрешение корпоративных споров медиативным способом становится все более востребовано в российских компаниях. Многие транснациональные корпорации используют медиативное разрешение споров в своей деятельности. Для динамичного распространения медиации необходимо понимание топ-менеджментом эффективности применения данной процедуры при возникновении определенных типов корпоративных споров, проявлении желания понизить уровень конфликтности в компаниях для осуществления продуктивной деятельности.