Устойчивое развитие – курс на успех

CorpPort

ТЕМЫ

Устойчивое развитие

Устойчивое развитие – курс на успех

В современных условиях задача бизнеса не сводится только к получению прибыли. Сегодня амбиции компаний состоят в получении долгосрочных преимуществ, обусловленных реализацией возможностей в рамках социально-экономического устойчивого развития в формате инклюзивной экономики.

Устойчивое развитие, интеграция его принципов в процесс стратегического планирования компаний соответствует стандартам современного корпоративного управления.

Устойчивое развитие охватывает вопросы экологии, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG) – это важная концепция для всех компаний, приоритет для инвесторов. Отсутствие же хорошо управляемых практик в области устойчивого развития может подрывать как перспективы развития бизнеса, так и создавать репутационные и финансовые риски для инвесторов.

Какое же влияние оказывают советы директоров компаний на формирование и лоббирование целей устойчивого развития? Компании, как правило, очень формально определяют цели устойчивого развития, не связывая их ни с конкретными действиями и мерами, ни с показателями их результативности, без определения конкретных перспективных задач.

В соответствии с руководством Sustainable Development Goals Compass («Путеводитель по целям устойчивого развития») предполагается, что советы директоров ориентируются на определенный алгоритм действий для формулирования целей устойчивого развития компаний:

Шаг 1: оценка нынешней и возможной будущей деятельности, осуществление анализа всей цепочки добавленной стоимости с учетом компетенций компаний на каждом участке. При этом определяется, какой положительный эффект может дать реализация целей устойчивого развития: выявление сфер деятельности с наибольшим негативным и позитивным влиянием (как текущих, так и потенциальных) на достижение целей устойчивого развития. Это может быть оценка экспертов, общественных организаций и внешних заинтересованных сторон.

Шаг 2: определение цели, задач по целям, которые оптимально соответствуют области деятельности и возможностям компании; оценка экологического, экономического, социального эффектов в решении конкретных задач, соответствующих целям устойчивого развития.

Например, компания определила цель «Структура занятости сотрудников компании и экологический рост». Прежде всего оцениваются необходимые ресурсы (деньги, кадры), затем – нужные действия (обучение, переквалификация и пр.). При этом эффект должен быть измеримым. Компания так же решает вопрос о продукте деятельности (например, число обученных, трудоустроенных на новое место работы и пр.) и предполагаемом результате (объемы производства, степень доходности компании, уровень конкурентоспособности и др.).

Еще одним важным вопросом является определение долгосрочного эффекта для общества, самой компании в динамике показателей. Для этого компании выбирают измеримые KPI, оценивающие как качественные результаты, так и количественные (например, сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, образования отходов в определенных единицах и др.). Это - среднесрочные и долгосрочные показатели.

Основные показатели отражаются в стандартных формах отчетности, на сайте компаний, на конференциях, что обеспечивает прозрачность информации. Аналитические агентства, в свою очередь, формируют индексы и рейтинги компаний в области устойчивого развития, наглядно характеризующие уровень конкурентоспособности, что привлекает внимание инвесторов.

Совет директоров разрабатывает стратегию устойчивого развития с учетом горизонта планирования (год, до 3 лет, до 5 лет, до 10 лет и пр.).

В российской практике интеграция устойчивого развития в бизнес-стратегии осуществляется преимущественно в связи со стремлением получить статус социально ответственного бизнеса и удовлетворения требований заинтересованных сторон. При ведении бизнеса и во взаимодействии со стейкхолдерами особая ответственность лежит на устойчивом развитии, включая качественное корпоративное управление, информатизацию, открытость, соблюдение стандартов, деловую этику, заботу об окружающей среде.

Разработка и реализация стратегии устойчивого развития может быть осуществима советами директоров в тандеме с экспертами, обладающими уникальными компетенциями и знаниями в области управления рисками, IT и цифровых технологий, опираясь на международный опыт.