Корпоративное управление: модный тренд или необходимость?

CorpPort

ТЕМЫ

Общие вопросы корпоративного управления

Корпоративное управление: модный тренд или необходимость?

Современным трендом в деятельности организаций как в мире, так и в России, является принятие кодексов и выработка норм корпоративного управления. Не станет ли это «мыльным пузырем», который лопнет под грузом неопределенности самого понятия?

Эффект от внедрения корпоративного управления проявляется в долгосрочной перспективе. «Хорошее» корпоративное управление может стать определяющим фактором эффективности деятельности компании, отражением результативности бизнеса.

Корпоративное управление и инвестиционная привлекательность бизнеса: есть ли связь?

Для ответа на данный вопрос нужно, прежде всего, определить тактику поведения инвесторов.

Для рисковых портфельных инвестиций фактор инвестиционной привлекательности незначим! Главным моментов в таких инвестициях является рост стоимости ценных бумаг, а не качество корпоративного управления.

Для стратегических же инвесторов, имеющих задачу установления полного контроля над компанией, что позволит им участвовать в управлении и снизит вероятность потери капиталовложений, уровень и качество корпоративного управления значимы. Да и акционеры в целом интересуются качеством управления.

Качество корпоративного управления: единицы измерения.

В этом вопросе есть много парадоксов. Большинство исследований и рейтингов качества корпоративного управления связывают с такими структурными показателями, как состав и структура совета директоров, роль отдельных членов совета, уровень раскрытия информации и пр. Для объективного определения качества корпоративной информации возникает потребность в преодолении этого механического подхода к разработке совокупности параметров, показателей, органически оценивающих деятельность компании.

«Плохое» корпоративное управление может привести к краху компании, к серьезным потерям для стейкхолдеров. Однако, «хорошее» управление само по себе не может обеспечить успех компании. Составляющими успеха также являются корпоративная культура и надежная стратегия (подтверждением этому служит опыт американских и японских компаний).

Нужно ли «хорошее» корпоративное управление российским компаниям?

Потребность очевидна. Важным положительным фактором является естественное формирование механизма корпоративного управления с учетом особенностей российских компаний. Заинтересованные стороны должны понимать, что решение этого вопроса потребует временных и финансовых затрат, затрат на развитие корпоративной культуры в моделях корпоративного управления.

Если речь идет о привлечении акционерного капитала через призму корпоративного управления, то следует иметь ввиду реалии российского фондового рынка:

1. Риск потери собственности для инвесторов в большей степени связан с неэффективным управлением бизнесом.

2. Круг инвесторов на российском фондовом рынке ограничен рисковыми портфельными инвесторами (ставка на высокую доходность от стоимости акций).

3. Высокая заинтересованность в качестве корпоративного управления иностранных стратегических инвесторов, планирующих приобрести контрольный пакет акций.

Хорошее корпоративное управление есть инструмент для достижения баланса интересов участников процесса. Это - мотор поступательного долгосрочного развития, механизм функционирования современной компании, определяющий фактор успеха или ее неудач, санирующее средство для более эффективного функционирования рынков капитала.